deyanie.ru -

купить или арендовать online
+7 (495) 545-21-33 support@site.su
  • Домены совпадающие с deyanie
  • Покупка
  • Аренда
  • deyanie.ru
  • 100 000
  • 1 000
  • Домены с транслитом deyanie
  • Покупка
  • Аренда
  • deistviya.ru
  • 50 000
  • 1 000
  • deystvie.ru
  • 50 000
  • 500
  • действий.рф
  • 70 000
  • 700
  • действия.рф
  • 50 000
  • 500
  • Домены содержащие deyanie
  • Покупка
  • Аренда
  • blagodeyanie.ru
  • 50 000
  • 500
  • odeyanie.ru
  • 50 000
  • 500
  • prelubodeyanie.ru
  • 50 000
  • 500
  • zlodeyanie.ru
  • 100 000
  • 1 000
  • Домены с синонимами, содержащими deyani
  • Покупка
  • Аренда
  • актёрское.рф
  • 70 000
  • 700
  • Домены с транслитом, содержащими deyani
  • Покупка
  • Аренда
  • деяния.рф
  • 50 000
  • 500
  • Рекомендуемые домены
  • Покупка
  • Аренда
  • work.ru
  • договорная
  • договорная
  • work.su
  • 20 000
  • 200
  • барабан.su
  • 20 000
  • 200
  • искра.su
  • 18 334
  • 183
  • кадровое.рф
  • 50 000
  • 500
  • клевы.рф
  • 50 000
  • 500
  • клон.рф
  • 150 000
  • 1 500
  • коньяк.su
  • 60 000
  • 600
  • коньяк.рф
  • 550 000
  • 5 500
  • коньяки.su
  • 60 000
  • 600
  • леска.su
  • 26 668
  • 267
  • медь.su
  • 35 000
  • 350
  • мет.su
  • 20 000
  • 200
  • обе.рф
  • 70 000
  • 700
  • остановить.рф
  • 70 000
  • 700
  • отрадно.рф
  • 70 000
  • 700
  • продаёмся.рф
  • 150 000
  • 1 500
  • ровное.рф
  • 70 000
  • 700
  • скриншоты.рф
  • 150 000
  • 1 500
  • устроим.рф
  • 70 000
  • 700

Христианская демократия по странам

{{Христианская демократия боковая панель}} [[История христианской демократии]] в различных странах имела свои особенности. == {{Флагификация|Германия}} == Значительная часть немецких [[католик]]ов во главе с [[Дёллингер, Иоганн Йозеф Игнац фон|Дёллингером]] и [[Кеттелер, Вильгельм Эммануил фон|фон Кеттелером]] поддержала революцию [[1848]] года, под лозунгом «Религии нечего бояться свободы». Несмотря на сходство с позицией французского «Авенир», позиция немецких католиков нашла частичную поддержку у [[Ватикан]]а, который был согласен с отделением церкви от государства на территориях, где преобладал [[протестантизм]]. Вскоре фон Кеттелер основал католическое социальное движение. Реакция Ватикана была двойственной: он благожелательно отнёсся к благотворительной деятельности, но категорически возражал против поощрения самопомощи среди рабочих и создания [[профсоюз]]ов. На многих землях, вошедших в [[Германская империя|Германскую империю]], католицизм до объединения занимал привилегированное положение. Более того, во главе [[Германский союз|Германского союза]] стояла католическая династия [[Габсбурги|Габсбургов]]. Однако после объединения католики стали в Германии меньшинством, которое стало искать пути для защиты своей идентичности от преобладающего влияния протестантов. В 1870 для этой цели была создана [[Партия Центра (Германия)|Немецкая партия Центра]], которая непрерывно наращивала политический вес, несмотря на жёсткое сопротивление со стороны прусской бюрократии. Немецкая партия центра заняла федералистскую, антипрусскую и пропарламентскую позицию. В восточных сельских районах политический католицизм оставался консервативным и авторитарным, в то время как в промышленной зоне вокруг [[Рейн]]а начали нарастать либеральные течения. Партия старалась играть роль посредника и в дальнейшем стала одним из важнейших элементов в [[Веймарское учредительное собрание|Веймарской коалиции]]. В 1919 году баварское отделение партии Центра создало независимую [[Баварская народная партия|Баварскую народную партию]], как правило, выступавшую с более консервативных позиций. После Первой мировой войны христиано-демократы поощряли создание протестантско-католических [[профсоюз]]ов. Однако в связи с приходом к власти [[Гитлер]]а, партия Центра и Баварская народная партия самораспустились в июле 1933. В послевоенной [[ФРГ]] христианская демократия приняла межконфессиональный характер, стремясь привлечь в свои ряды не только католиков, но и протестантов. Это привело к созданию [[Христианско-демократический союз (Германия)|Христианско-демократического союза]] и [[Христианско-социальный союз|Христианско-социального союза]], которые завоевали значительную часть электората. Их лидеры играли важную роль в процессе разработки конституции 1949. Гегемонии христианских демократов на протяжении 1949-1966 способствовали расслоения, порождённые холодной войной. Впоследствии [[ХДС/ХСС]] неоднократно входили в правящую коалицию и продолжают оставаться в Германии одной из ведущих политических сил. Ассоциация христианских профсоюзов Германии, в которой состоит около 280 тысяч человек, до сих пор является третьим по величине объединением профсоюзов в стране<ref name="CGB">Christlichen Gewerkschaftsbund Deutschlands. Im Blickpunkt [http://www.cgb.info/aktuell/imblickpunkt.php]{{ref-de}}{{v|3|6|2009}}</ref>. == {{Флагификация|Италия}} == После [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] Ватикан дал разрешение на создание католических партий, и в результате в 1919 возникла демократическая Итальянская народная партия, которая просуществовала до прихода к власти [[Муссолини]]. После заключения [[Латеранские соглашения|Латеранских соглашений]] папа [[Пий XI (папа римский)|Пий XI]] подверг партию атаке и тем самым способствовал её распаду. В то же время добровольная неполитическая организация мирян «Azione Cattolica» («Католическое действие») получила протекцию со стороны церкви. В первые послевоенные годы эта организация стала важным инструментом для мобилизации избирателей в поддержку христианских демократов<ref name="Bale">Bale T., Szczerbiak A. Why Is There No Christian Democracy in Poland — and Why Should We Care? // Party Politics. 2008. Vol. 14, No. 4. P. 479 {{DOI|10.1177/1354068808090256}}{{ref-en}}. См. также [http://www.sussex.ac.uk/polces/documents/sei_working_paper_91.pdf SEI Working Paper No 91]{{ref-en}} {{v|24|05|2009}}</ref>. [[Файл:Propaganda Dc.jpg|frame|Агитационный плакат [[Христианско-демократическая партия (Италия)|Итальянской ХДП]]]] По окончании войны была основана [[Христианско-демократическая партия (Италия)|Итальянская христианско-демократическая партия]], которая на протяжении 1945-1992 поставляла в правительство большинство министров и всех премьер-министров<ref name="Pasquino">Pasquino G. Italian Christian democracy: A party for all seasons? // West European Politics. 1979. Vol. 2, No. 3. P. 88. {{DOI|10.1080/01402387908424252}}{{ref-en}}</ref>. Хотя в политической среде происходили значительные изменения, партия к ним приспосабливалась и формировала коалиции как с левыми, так и с правыми силами. С самого начала своего существования ХДП состояла из конкурирующих фракций, каждая из которых зависела от внешней поддержки со стороны влиятельных католических организаций, в том числе [[Ватикан]]а. Хотя эта фрагментация негативно сказывалась на эффективности правительства, партия объединяла различные классы и сильно варьирующиеся сегменты итальянского общества. При этом лидеры ХДП, пришедшие из общественных организаций, как правило имели репутацию людей честных и компетентных в технических вопросах. Партия поддерживала развитие промышленности и в особенности производство товаров массового потребления. [[Секуляризация]] почти не сказалась на её силе, так как привлекательность ХДП во многом обеспечивалась [[популизм]]ом и [[антикоммунист]]ической риторикой. Кроме того, тесные контакты ХДП с государственным аппаратом позволяли ей удерживать привилегированную позицию по сравнению с другими партиями. Середина 1950-х охарактеризовалась значительным наращиванием государственного сектора в экономике. В результате партия усилила свои связи с бюрократией, государственными директорами и банковской системой. Ряд функционеров стали практиковать предоставление помощи местным администрациям в обмен на использование их ресурса на выборах, что вызывало критику со стороны оппозиции. Принятая после [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] конституция отразила многие положения католической политической доктрины. Был учреждён подлинно двухкамерный [[парламент]], обеспечена защита автономии провинций и местных сообществ. Для реализации идеи [[корпоратизм]]а был создан Национальный совет экономики и труда. ХДП официально выступала за национализацию банков и тяжёлой промышленности, за сохранение свободы для малого бизнеса и за кооперативы в сельском хозяйстве. На практике влиятельное правое крыло в партии предотвращало попытки увести экономику страны в сторону [[социализм]]а. Успехи коммунистов на выборах в Южной Италии внесли коррективы в доктрину партии, которая признала, что [[частная собственность]], хотя бы в малом масштабе, должна стать доступной всем классам. Были признаны право на труд, право зарабатывать на прожиточный минимум, право каждого одарённого человека на высшее образование. После распада ХДП в 1994 христианская демократия по-прежнему остаётся ведущей идеологией. Большинство её сторонников поддерживает «[[Вперёд, Италия]]», однако есть и другие христианско-демократические партии. == {{Флагификация|Франция}} == После резкого снижения влияния церкви среди католиков в XIX веке, некоторые общественные деятели (такие, как [[Шатобриан, Франсуа Рене де|Шатобриан]]) предприняли попытки католического возрождения, подчёркивая эстетические и традиционные аспекты веры. [[Де Местр, Жозеф|Местр]] и [[Бональд, Луи Габриэль Амбруаз|Бональд]] считали революционный период отдельным эпизодом на фоне течения истории, для которого был характерны [[монархия]] и [[традиционализм]]. Подобные взгляды находили поддержку у вернувшейся во Францию из изгнания аристократии, а также у части среднего класса, который начал видеть угрозу в растущем рабочем движении. Однако вскоре часть католиков во главе с [[Ламеннэ, Фелисите-Робер де|Ламенне]], издававшая журнал «Авенир», начала публично критиковать [[Ватикан]] за то, что он встал на сторону контрреволюции и тем самым нанёс ущерб процессу распространения веры. Они призывали церковь перестать заниматься политикой и выдвинули лозунг «Бог и свобода». Группа выступала за бесплатное образование, свободу слова, право на объединение и свободу совести. Однако позиция «Авенир» не нашла поддержки ни со стороны среднего класса, которому претила духовная экспансия как проявление [[клерикализм]]а, ни со стороны духовенства, которое категорически отрицало доктрину отделения церкви от государства. В результате развёрнутой Ватиканом травли Ламенне ушёл из церкви, примкнул к [[социал-либерализм|социал-либералам]] и поддержал революцию [[1848]] года. Однако его последователи [[Монталамбер, Шарль-Форб де Трион|Монталамбер]] и [[Лакордер, Жан-Батист Анри|Лакордер]] продолжили попытки наладить контакт с церковью, продолжая призывать к либеральным и социальным реформам. Параллельно часть французских католиков считала необходимым оказывать практическую помощь бедным. В 1833 было основано благотворительное Общество Св. Винсента де Поля. Впоследствии опыт этой организации рассматривался Ватиканом как один из показательных примеров христианской демократии. После выпуска «Rerum Novarum» Католическая церковь объявила о своём политическом нейтралитете, однако сохранила за собой право давать оценки. Несмотря на негативное отношение к [[либерализм]]у, энциклика «Inter Innumeras» (1892) призывала все французские партии сплотиться в поддержку [[Третья французская республика|Третьей республики]]. Последовавший рост католического [[профсоюз]]ного движения сочетался с созданием других общественных католических организаций, таких как «Semaines sociales de France», которые проявляли интерес к вопросам всеобщего избирательного права, трудового законодательства, налоговой политики, аграрных реформ и т. п. Это вызывало озабоченность со стороны католической иерархии. Чтобы дать назидательный пример, в 1910 Ватикан обвинил движение «Le Sillon» в политической активности и деятельности по содействию демократии вместо приобщения к [[Евангелие|Евангелию]]. По приказу папы [[Пий X (папа римский)|Пия X]] организация была расформирована. После Первой мировой войны большинство верующих католиков поддерживало консервативные течения, чему способствовало участие священников в войне. Многие выдающиеся французские генералы были глубоко религиозными людьми, настроенными враждебно по отношению к социализму, но при этом разочарованными в либерализме и парламентаризме. Антидемократические движения «Action Française» и «Camelots du Roi» получили массовую поддержку, а патерналистический авторитаризм [[Мен, Адриен Альберт Мари де|графа де Мена]] оказал значительное влияние на католическое общественное мнение. Вместе с тем, часть интеллигенции, среднего класса и профсоюзов объединились и в 1924 основали демократическую партию «Parti démocrate populaire». Более просоциалистически настроенные католики создали «Ligue de la Jeune République». После [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] партия «Mouvement républicain populaire» призывала к национализации монополий и превращению крупных предприятий в рабочие сообщества, где рабочие бы имели долю в собственности и оказывали бы влияние на процесс управления наряду с менеджерами. Однако она проиграла основанной в 1947 правоцентристской партии «Rassemblement du peuple français» под предводительством [[Де Голль, Шарль|де Голля]] и со временем утратила влияние в политике. К концу XX века французские христиано-демократы окончательно слились с [[социал-демократия|социал-демократами]]. == {{Флагификация|Россия}} == В России христианская демократия не является традицией, однако существуют родственные и при этом самобытные течения<ref name="Sakwa">Sakwa R. Christian democracy in Russia // Religion, State and Society. 1992, Vol. 20, No. 2. P. 135. {{DOI|10.1080/09637499208431539}}<br/> [[Саква Р.]] Христианская демократия в России // Социологические исследования. 1993. № 4. С. 126. [http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2006/09/15/0000290451/016sakva.pdf] {{v|24|05|2009}}</ref>. В то время как идеология западной христианской демократии сформировалась в результате сотрудничества церкви с политическими движениями, в России основным идеологическим источником для христианско-демократического движения конца 1980-х стали русские [[философ]]ы. В 1909 вышел сборник «Вехи», в котором ряд философов ([[Бердяев, Николай Александрович|Н. А. Бердяев]], [[Булгаков, Сергей Николаевич|С. Н. Булгаков]], [[Струве, Пётр Бернгардович|П. Б. Струве]], [[Франк, Семён Людвигович|С. Л. Франк]]) предупреждали об опасности утопического революционизма и призывали к либеральной политике, уважающей христианские общественные ценности. После [[Октябрьская революция 1917|Октябрьской революции]] авторы сборника «Вехи» и другие христианские философы ([[Вышеславцев, Борис Петрович|Б. П. Вышеславцев]], [[Ильин, Иван Александрович|И. А. Ильин]], [[Лосский, Николай Онуфриевич|Н. О. Лосский]], [[Новгородцев, Павел Иванович|П. И. Новгородцев]], [[Федотов, Георгий Петрович|Г. П. Федотов]]) приобрели заметное влияние среди оказавшейся в эмиграции русской интеллигенции. В своих работах эти авторы обращались к проблемам общества и нравственности. По мнению [[Булгаков, Сергей Николаевич|С. Н. Булгакова]], пороки внутри церкви были не менее опасны, чем безрелигиозность революционеров<ref name="Bulgakov">Булгаков С. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.</ref>. Для [[РПЦ]] были характерны бюрократизм и сервильность по отношению к власти, она порой выполняла даже полицейские функции<ref name="Kontinent_135">Христианская демократия. Обзор материалов // Континент. 2008. № 135. [http://magazines.russ.ru/continent/2008/135/re20.html] {{v|24|05|2009}}</ref>. По мнению Булгакова, равнодушие церкви к социальным проблемам отталкивало народ от христианства. Основой государственного устройство должно быть уважение человеческой личности, и таким устройством Булгаков видел свободный союз самоуправляющихся общин. В [[СССР]], несмотря на сотрудничество высшего духовенства [[РПЦ]] с коммунистическим режимом, отдельные священники вели борьбу за [[права человека]] и свободу вероисповедания. Церковь также сохраняла национальные традиции и культуру в условиях, когда существование автономных этнических институтов стало невозможным. В последние годы существования СССР роль коммунистической идеологии резко снизилась, перестал насильственно насаждаться [[атеизм]], и множество людей обратили свои взгляды на религию. Этот религиозный импульс оказался скоротечным, и сегодня лишь меньшинство населения России регулярно ходит в церковь. Крупных христианских политических партий в России никогда не было. В 1905 по инициативе ряда протестантов была создана первая христианская партия «Союз свободы, правды и миролюбия», которая через год распалась. В марте 1917 была учреждена Христианско-демократическая партия «Воскресенье» социально-евангелической направленности, но она не сыграла заметной роли. Начиная с конца 1980-х в России стали возникать мелкие организации христианско-демократической направленности. Ни одна из них не стала парламентской партией, и большинство прекратило своё существование. В августе 1989 по инициативе [[Огородников, Александр Иоильевич|А. И. Огородникова]] была учреждена партия Христианско-демократический союз России, которая искала поддержки среди представителей всех христианских конфессий. Партия стала партнёром Интернационала христианской демократии. В дальнейшем появился ряд других организаций<ref name="Щипков-00">Щипков А. Возможность христианской демократии // Независимая газета. Религии. 2000-04-12. № 7 (53). [http://ng.ru/facts/2000-04-12/1_democracy.html] {{v|24|05|2009}}</ref>, крупнейшей из которых было [[Российское христианское демократическое движение]]<ref name="Анищенко -00">Анищенко Г. Драма компромиссов // Независимая газета. Религии. 2000-04-12. № 7 (53). [http://ng.ru/concepts/2000-04-12/5_drama.html] {{v|24|05|2009}}</ref><ref name="Мраморнов-00">Мраморнов О. В поле просвещённого патриотизма // Независимая газета. Религии. 2000-04-12. № 7 (53). [http://ng.ru/concepts/2000-04-12/4_patriotism.html] {{v|24|05|2009}}</ref><ref name="Полосин-00">Полосин А. В. Замыслы и их реализация // Независимая газета. Религии. 2000-04-12. № 7 (53). [http://ng.ru/concepts/2000-04-12/4_realisation.html] {{v|24|05|2009}}</ref>. Главными принципами РХДД были христианская духовность, просвещённый [[патриотизм]] и [[антикоммунизм]]. РХДД стремилось выработать демократическую и вместе с тем национально-ориентированную программу. Однако после распада СССР проблемы, присущие русскому [[национализм]]у (поиск утраченного величия, имперское прошлое, радикальные течения и т. д.), привели к дроблению движения. Часть сторонников, во главе с [[Аксючиц, Виктор Владимирович|В. В. Аксючицом]], были озабочены сохранением России как сильного государства и гаранта соблюдения прав человека, ради чего они стали участвовать в оппозиционной коалиции с коммунистами<ref name="Аксючиц-00">Аксючиц В. Христианская демократическая инициатива // Независимая газета. Религии. 2000-04-12. № 7 (53). [http://ng.ru/concepts/2000-04-12/5_initiative.html] {{v|24|05|2009}}</ref>. Другие стали ориентироваться на партии власти, третьи ушли в право-центристскую оппозицию. Отношения российских христианско-демократических движений с [[РПЦ]] были часто напряжённые. Одни идеологи настаивали на соблюдении независимости от РПЦ, другие вовсе отказывались с ней сотрудничать. В свою очередь, РПЦ относилась к христианских движениям с недоверием (возможно, опасаясь их связей с католиками)<ref name="Sakwa"/>. [[Интернационал христианской демократии]] также относился к российским движениям настороженно. Российских коллег подозревали в подверженности [[теократия|теократии]] и иррациональному авторитарному [[мистицизм]]у. После распада СССР, ИХД критиковал РХДД за отсутствие развитой концепции федерализма и призывал искать новые пути интеграции на добровольной основе в соответствии с принципом субсидиарности. В его представлении, российские течения были скорее национально-христианскими, чем христианско-демократическими. По мнению ряда политологов, сегодня в России нет условий для возникновения массового христианско-демократического движения. Среди причин приводятся: отсутствие соответствующей политической традиции; отсутствие у христианских политиков собственной идеологии; малочисленность избирателей, которым важны как евангельские, так и демократические ценности; слабая поддержка со стороны главенствующей церкви<ref name="Щипков">Щипков А., 2004.</ref>. Согласно законодательству, создание партий по признакам религиозной принадлежности запрещено<ref>См. пункт 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» N 95-ФЗ от 11.07.2001</ref>. Вместе с тем, некоторые аналитики полагают, что христианская демократия имеет потенциал в России, поскольку отрицает как [[тоталитаризм]], так и культурный [[либерализм]], и при этом способна преодолеть противоречия, берущие начало из споров [[западники|западников]] со [[славянофилы|славянофилами]]<ref name="Sakwa"/>. == {{Флагификация|Украина}} == На Украине христианско-демократическое движение зародилось в конце 19-го века, на территории, которая входила в состав Австро-Венгерской империи. Движение существовало в виде общественной организации «Католический Русько-Народный Союз», основанной в 1896 году, а в 1911 году было преобразовано в партию Христианско-Общественный Союз (Християнсько-Суспільний Союз) во главе с Александром Барвинским. Партия опиралась на поддержку католической и греко-католической церкви. Возрождение христианской демократии началось в 1988 году, когда был создан Украинский христианско-демократический фронт, позже преобразованный в Украинскую христианско-демократическую партию (УХДП). Партия позиционировала себя как антикоммунистическая, национально-ориентированная сила. Однако влиятельной силой так и не стала, т.к. имела организационные структуры только в западных областях Украины. Кроме того, вскоре христианско-демократическое движение потряс целый ряд расколов и конфликтов. В 1992 году в результате раскола УХДП была создана Христианско-демократическая партия Украины (ХДПУ), которую в свою очередь постиг раскол сначала в 1996 г. – ряд членов партии основал партию Христианско-Демократический Союз (на тот момент - Христианско-Народный Союз), а потом в 1998 г. – часть членов ХДПУ создали Всеукраинское объединение христиан. Постоянные расколы, сопровождавшиеся публичными скандалами и обвинениями, в том числе и в хищении партийных денег, подорвали доверие к христианским демократам, как со стороны избирателей, так и церквей. Первоначально перспективная идеология, была окончательно скомпрометирована уже к концу 1990-х годов Христианская демократия не смогла стать влиятельной политической силой как в силу указанных выше расколов, так и ряда субъективных и объективных причин: христианские демократы практически не отличались от других [[национал-демократия|национал-демократических]] сил и были заметны только в Западной Украине. Кроме того, раскол в украинском православии, а также общая религиозная ситуация, характеризующаяся повышенной конфликтностью и атмосферой недоверия, не дает возможность христианским демократам эффективно сотрудничать с церквями. В глазах широкой общественности, христианские демократы либо ничем не отличались от националистических прозападных партий, либо выглядели клерикалами, которые к тому же не имеют поддержки самих церквей. На сегодня, на Украине существует две христианско-демократические партии - [[Христианско-демократический союз (Украина)|Христианско-демократический союз]] и Христианско-демократическая партия Украины. Из них только ХДС имеет регулярное присутствие в Верховной Раде (от 1 до 3 депутатов) благодаря участию партии в избирательном блоке бывшего президента Украины Виктора Ющенко «Наша Украина». Кроме того, слово «христианская» присутствует в названии партии киевского мэра Леонида Черновецкого – Христианско-либеральная партия Украины. Партия опирается на поддержку одной из многочисленных протестантских церквей харизматического направления. Интеллектуальная деятельность христианско-демократического движения осуществляется рядом политиков нового поколения – издается газета «Христианский Демократ» (главный редактор Дмитрий Панько). Идеологической платформа в сжатом виде изложена в [http://sd.net.ua/static/manifest_chris_dem_rus.html "Манифесте христианских демократов Украины"], который впервые был опубликован на официальном сайте партии ХДС в 2007 г. == Примечания и источники == {{Примечания}} == Литература == * Мезенцев С. Международное христианско-демократическое движение. Теория и практика. М: Directmedia, 2004. ISBN 5-94865-059-6 * Нойхауз Н. Ценности христианской демократии. М.: Республика, 2005. ISBN 5-250-01916-1 * Папини Р. Интернационал христианской демократии. СПб.: Изд-во газеты «Невское время», 1992. ISBN 5-88260-001-4 * Щипков А. Христианская демократия в России. М.: Ключ-С 2004. {{ISBN с опечаткой|номер_с_опечаткой=5-93136-029-3}}<!-- Контрольная сумма не совпадает --> [http://religare.ru/book11.htm] {{v|24|5|2009}} * Christian Democracy in Europe: A Comparative Perspective / Ed. D. Hanley. London: Pinter, 1994. * Irving R. The Christian Democrat Parties of Western Europe. London, 1987. * La Démocratie chrétienne: force internationalle / Ed. H. Portelli and T. Jansen. Paris, 1986. == См. также == * [[Христианская демократия]] * [[История христианской демократии]] * [[Список христианско-демократических партий]] == Ссылки == * Трубников Г. [http://web.archive.org/web/20030603172222/http://gtrubnik.narod.ru/hip.htm Христианство и политика]. 1996. * [http://www.shdr.ru/program.html Манифест российской христианской демократии] / Союз христианских демократов России (СХДР). 1996. [[Категория:Христианская демократия]]

25.07.2014 08:20:46